ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 16RS0018-01-2025-000587-38 |
Дата поступления | 31.03.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Бахтиева Айгуль Ильдаровна |
Дата рассмотрения | 23.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 27.03.2025 | 08:56 | 27.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 27.03.2025 | 15:40 | 27.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 31.03.2025 | 15:41 | Административное исковое заявление принято к производству | 01.04.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 31.03.2025 | 15:42 | 01.04.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 31.03.2025 | 15:43 | 01.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 23.04.2025 | 10:00 | 3 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 01.04.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 30.04.2025 | 10:08 | 12.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 05.05.2025 | 12:18 | 15.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГБУ "Фонд пространственных данных РТ" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Государственный комитет РТ по Биологическим ресурсам | 1660111252 | 1081690013569 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Казанская межрайонная природоохранная прокуратура | 1654014476 | 1021602865350 | ||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство земельных и имущественных отношений РТ | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Региональная общественная организация "Физкультурно- спортивное общество "Динамо"" |
Дело № 2а-1011/2025
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 апреля 2025 года г.Лаишево
Лаишевский районный суд Республики Татарстан
под председательством судьи Бахтиевой А.И.
при секретаре судебного заседания Барышевой Н.Ю.,
с участием старшего помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора Галимова Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, поданному в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному комитету Республики Татарстан по биологическим ресурсам о признании незаконным бездействие органа государственной власти, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному комитету Республики Татарстан по биологическим ресурсам и просит:
признать незаконным бездействие Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению органом государственной власти в органы регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости при принятии им решения об установлении границ охотничьего угодья общественно-государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан,
обязать Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ охотничьего угодья общественно-государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан, расположенного в административных границах <адрес> Республики Татарстан.
В обоснование иска указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в деятельности Государственного комитета по биологическим ресурсам, в ходе, которой установлен факт неисполнения Государственным комитетом обязанности по направлению органам государственной власти в органы регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случаях принятия им решений (актов) об установлении границ охотничьего угодья общественно-государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан.
Старший помощник Казанского межрайонного природоохранного прокурора Галимов Р.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам (далее – Государственный комитет) в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а так же отзыв, в котором согласился с административными требованиями.
Заинтересованные лица в суд не явились, надлежащим образом извещены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи, в полном объеме.
В соответствии со статьями 1, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), охотничье угодье - территория, предназначенная для ведения охотничьего хозяйства. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Правовое регулирование использования земель и земельных участков в границах охотничьих угодий регламентируется названным выше Федеральным законом № 209-ФЗ.
Согласно статьей 33 Федерального закона № 209-ФЗ ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, предусмотренные статьями 32 и 39 Федерального закона № 209-ФЗ, составляется схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству, в случае принятия решения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации об установлении или изменении границ охотничьих угодий, Комитет должен направить в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ охотничьих угодий, включая сведения о местоположении границ охотничьих угодий.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) в состав Единого государственною реестра недвижимости (далее - ЕГРН) входит самостоятельный реестр сведений о границах, в том числе об охотничьих угодьях, так или иначе обременяющих земельные участки.
Порядок направления документов и правила внесения в ЕГРН сведений о границах охотничьих угодий определены частью 1 пункта 12 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ и пункта 16 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13 3, 15, 15.1, 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - постановление Правительства Российской Федерации №).
В соответствии со статьей 25, 27 Федерального закона № 209-ФЗ земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотохозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено Федеральным законом № 209-ФЗ.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти - субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 27 и 31 статьи 28 Федерального закона № 209-ФЗ.
Охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия:
сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках;
сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничье угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;
требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья;
срок действия охотхозяйственного соглашения и т.д.
Согласно статье 7 Федерального закона № 209-ФЗ в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В силу статьи 39 Федерального закона № 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется, в том числе территориальное охотустройство, в рамках которого составляется и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации с приложением карты с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
Требования к ее составу и порядок ее составления утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В этой схеме отражаются границы охотничьих угодий и зоны планируемого создания охотничьих угодий.
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Татарстан утверждена Указом Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-968.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и в том числе состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.
При принятии решения об утверждении схемы размещения охотничьих угодий данная схема направляется в орган регистрации прав.
Материалами дела установлено, что между общественно-государственной организацией «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан и Государственным комитетом Республики Татарстан по биологическим ресурсам заключено охотхозяйственное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № (далее-Соглашение) (л.д.14-23).
Согласно пункту 1 по настоящему Соглашению одна сторона - Охотпользователь обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а уполномоченные органы исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии со свей компетенцией обязуются предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашения, указанные в Законе об охоте лесные участки, находящиеся в государственной собственности и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья.
Пунктами 2.1. и 2.2 данного Соглашения установлено местоположение охотничьего угодья <адрес> <адрес>, а также границы охотничьего угодья. Площадь охотничьего угодья составляет 26 500 га.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № № Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан преобразовано в Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по биологическим ресурсам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет является республиканским органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Основными задачами Комитета являются организация и ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира на территории Республики Татарстан, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения.
Таким образом, Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам является высшим органом исполнительной власти в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, правил охоты, лимита добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, предоставления права на добычу охотничьих ресурсов в охотхозяйствах.
Пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что в случае принятия решения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации об установлении или изменении границ охотничьих угодий высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ охотничьих угодий, включая сведения о местоположении границ охотничьих угодий.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ охотничьих угодий.
Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, закреплены статьей 32 Федерального закона № 218-ФЗ.
Вместе с тем, Государственным комитетом не исполнена обязанность по направлению органом государственной власти в органы регистрации прав документов (содержащиеся в них сведения) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости при принятии им решения об установлении границ охотничьего угодья общественно-государственной организацией «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан, предусмотренная пунктом 12 части 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ.
По данному факту Казанcкой межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес председателя Комитета внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона (л.д.10).
По результатам рассмотрения представления дан ответ о выделении финансовых средств для проведения работ по внесению в ЕГРН сведений об установлении или изменении границ охотничьих угодий, которые распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан были возвращены в бюджет Республики Татарстан. В настоящее время Министерством финансов Республики Татарстан проводится проверка расчета стоимости указанных работ (л.д.12).
На основании проведенной служебной проверки приказом Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Комитета привлечены к дисциплинарной ответственности (л.д.13).
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также в последующем может затруднить выполнение органами кадастрового учета исполнение возложенных на них функции по предоставлению заявителям соответствующих сведений и документов.
Административный ответчик с заявленными исковыми требованиями согласился.
При установленных обстоятельствах, оспариваемое бездействие подлежит признанию незаконным, с возложением на Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ охотничьего угодья общественно-государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению органом государственной власти в органы регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости при принятии им решения об установлении границ охотничьего угодья общественно-государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан.
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ охотничьего угодья общественно-государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» Республики Татарстан, о чем сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения решения суда.
Несообщение в суд о принятых мерах по исполнению решения суда влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о принятии указанных мер.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.И. Бахтиева
